Влияние гипертонии на развитие сосудистых поражений мозга
Артериальная гипертензия — синдром повышения систолического артериального давления (АД) от 140 мм рт. ст. и выше и/или диастолического АД от 90 мм рт. ст. и выше.
Такие цифры систолического давления повышают риск развития ишемии миокарда и инсультов в 70% случаев1. Выявлено, что у 78,2% пациентов, перенёсших инсульт,
есть гипертония.
- лёгкие,
- умеренные,
- выраженные (деменция).
- пожилым возрастом пациента,
- нарушением обмена липидов,
- артериальной гипертонией II или III стадии.
Влияние повышенного артериального давления на мозг
- 1 К первому механизму относятся острые нарушения мозгового кровообращения, которые не имеют чётких симптомов инсульта, остаются нераспознанными и протекают по типу «немых» мозговых инфарктов или кровоизлияний4.
По статистике, до четверти пожилых людей переносят хотя бы один «немой» инфаркт в течение жизни4. Инфаркты наиболее часто возникают в подкорковых узлах серого вещества, которые тесно связаны с лобными мозговыми долями2. Лобные доли играют главенствующую роль в познавательном процессе и отвечают за эмоции, поэтому нарушение их функции приводит к двигательным расстройствам, снижению интеллекта, эмоциональным дефектам2.
- 2 Ко второму механизму относится хроническая недостаточность кровообращения, которая может приводить к диффузным изменениям тканей головного мозга2. Нейроны (нервные клетки) постепенно отмирают, замещаются соединительной тканью, снижается плотность белого вещества, включая лобные доли2.
Нередко расстройства корковых функций у гипертоников могут быть связаны с сопутствующим нейродегенеративным заболеванием2. Например, считается, что гипертония:
- является важным фактором риска появления болезни Альцгеймера,
- cнижает компенсаторные возможности мозга,
- усиливает клинические проявления заболевания2.
Как давление влияет на скорость мышления
- наблюдается замедление темпа мыслительной деятельности,
- на решение умственных задач уходит всё больше времени4.
- повышенная утомляемость при умственной нагрузке,
- различная результативность при выполнении заданий одинаковой сложности,
- остановки и паузы при решении интеллектуальных задач,
- повышенная отвлекаемость4.
Как давление влияет на память
Как повышенное давление влияет на процесс обучения?
В процессе эффективного обучения необходимо восприятие информации, её переработка, хранение в памяти и воспроизведение, то есть применение на практике7. Помимо нарушений памяти и мышления у людей с гипертонией могу возникать и другие затрудняющие обучение отклонения.
- способность к планированию и контролю познавательной деятельности и поведения,
- способность наметить цель,
- разработать план достижения цели,
- контролировать промежуточный и конечный результаты,
- корректировать первоначальный план в зависимости от меняющихся условий.
Характерными признаками нарушения управляющих функций являются персеверации и импульсивность2,4.