SANOFI
Ул. Тверская 22 125009 Москва
+7 495 721 14 00

Влияние гипертонии на развитие сосудистых поражений мозга


Артериальная гипертензия — синдром повышения систолического артериального давления (АД) от 140 мм рт. ст. и выше и/или диастолического АД от 90 мм рт. ст. и выше. Такие цифры систолического давления повышают риск развития ишемии миокарда и инсультов в 70% случаев1. Выявлено, что у 78,2% пациентов, перенёсших инсульт, есть гипертония.

В то же время отмечается, что регулярное лечение, направленное на нормализацию артериального давления, способно снизить риск и частоту развития инсульта на 50%3.
Повышенное АД в среднем возрасте, особенно нелеченое, может ассоциироваться со снижением интеллектуальных функций в пожилом возрасте1. По степени тяжести когнитивные нарушения подразделяются на:
  • лёгкие,
  • умеренные,
  • выраженные (деменция).


Установлено, что показатели артериального давления: САД/ДАД ≥180/100 мм рт. ст. могут быть связаны с нарастанием деменции. Развитие более выраженных когнитивных нарушений связано с факторами риска:
  • пожилым возрастом пациента,
  • нарушением обмена липидов,
  • артериальной гипертонией II или III стадии.

При этом повышение систолического артериального давления на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает вероятность развития когнитивных нарушений на 7-16%2. Повышенное диастолическое давление выступает фактором риска развития когнитивных нарушений вне зависимости от пола и возраста2.

Высшая нервная деятельность начинает страдать уже через 4 года после стойкого повышения артериального давления2. Следует помнить, что пациенты не всегда могут объективно оценить своё состояние, поэтому иногда, несмотря на объективное снижение когнитивных функций, не предъявляют на это жалоб2.



Влияние повышенного артериального давления на мозг

Существуют два главных механизма появления когнитивных расстройств под влиянием артериальной гипертонии2.
  1. 1 К первому механизму относятся острые нарушения мозгового кровообращения, которые не имеют чётких симптомов инсульта, остаются нераспознанными и протекают по типу «немых» мозговых инфарктов или кровоизлияний4.

По статистике, до четверти пожилых людей переносят хотя бы один «немой» инфаркт в течение жизни4. Инфаркты наиболее часто возникают в подкорковых узлах серого вещества, которые тесно связаны с лобными мозговыми долями2. Лобные доли играют главенствующую роль в познавательном процессе и отвечают за эмоции, поэтому нарушение их функции приводит к двигательным расстройствам, снижению интеллекта, эмоциональным дефектам2.

  1. 2 Ко второму механизму относится хроническая недостаточность кровообращения, которая может приводить к диффузным изменениям тканей головного мозга2. Нейроны (нервные клетки) постепенно отмирают, замещаются соединительной тканью, снижается плотность белого вещества, включая лобные доли2.

Нередко расстройства корковых функций у гипертоников могут быть связаны с сопутствующим нейродегенеративным заболеванием2. Например, считается, что гипертония:

  • является важным фактором риска появления болезни Альцгеймера,
  • cнижает компенсаторные возможности мозга,
  • усиливает клинические проявления заболевания2.


Как давление влияет на скорость мышления


В понятие мышления входит обработка и анализ информации, приводящие к умозаключениям5. Из-за гипертонической болезни мозг может повреждаться, что может приводить к изменению показателей мышления уже на ранних стадиях заболевания даже у пациентов молодого и среднего возраста. При этом снижение показателей мышления связано как со степенью артериальной гипертензии, так и с её длительностью6.

У пациентов с гипертонией:

  • наблюдается замедление темпа мыслительной деятельности,
  • на решение умственных задач уходит всё больше времени4.
Также может страдать и концентрация внимания, о чём свидетельствует:
  • повышенная утомляемость при умственной нагрузке,
  • различная результативность при выполнении заданий одинаковой сложности,
  • остановки и паузы при решении интеллектуальных задач,
  • повышенная отвлекаемость4.


Как давление влияет на память


Полная потеря памяти при высоком давлении обычно не характерна2.
На фоне гипертонии память может страдать в лёгкой либо средней степени. Нарушения по большей части затрагивают кратковременную память, при этом память на недавние и отдалённые события жизни относительно не страдает, а если и нарушена, то примерно в одинаковой степени. У больного наблюдается негрубая недостаточность самостоятельного воспроизведения по памяти, однако информация может быть всё же «извлечена» с помощью подсказки или предоставления возможных вариантов выбора2, 4.

Если нарушения памяти выраженные, на них не влияют подсказки при воспроизведении, то это может быть признаком сочетания сосудистой патологии мозга с болезнью Альцгеймера4.
Характерным признаком сопутствующей болезни Альцгеймера служит также недостаточность номинативной функции речи, при которой больные забывают названия предметов – сначала редко используемых, а потом и часто встречаемых в обыденной жизни. Такие симптомы прогностически неблагоприятны, так как высок риск прогрессирования когнитивных нарушений4.



Как повышенное давление влияет на процесс обучения?


В процессе эффективного обучения необходимо восприятие информации, её переработка, хранение в памяти и воспроизведение, то есть применение на практике7. Помимо нарушений памяти и мышления у людей с гипертонией могу возникать и другие затрудняющие обучение отклонения.


Для сосудистых когнитивных расстройств характерно нарушение управляющих (лобных) функций. К ним относится:
  • способность к планированию и контролю познавательной деятельности и поведения,
  • способность наметить цель,
  • разработать план достижения цели,
  • контролировать промежуточный и конечный результаты,
  • корректировать первоначальный план в зависимости от меняющихся условий.

Характерными признаками нарушения управляющих функций являются персеверации и импульсивность2,4.

Персеверации
представляют собой результат снижения эмоциональной гибкости, вследствие чего пациент не может плавно переходить от решения одной когнитивной задачи к следующей. Симптоматически это проявляется повторением одних и тех же действий или слов. Для снижения интеллектуальной гибкости характерен также излишний консерватизм, неприятие перемен, снижение способности к обучению или приобретению новых навыков4.

Импульсивность
— недостаточность контроля результата деятельности, из-за чего больной не может достигнуть поставленной цели, часто отвлекается от намеченного плана действий, снижается критика. Примером импульсивности может служить многословная, но малосодержательная речь больного, когда он «перескакивает» с одной темы на другую. Нарушается способность познания, восприятия информации4.



Повышенное артериальное давление может негативно влиять на память, способность к обучению, мышление, другие высшие мозговые функции. Наличие артериальной гипертензии требует обязательного лечения, так как на фоне снижения АД до целевых показателей не только уменьшается риск возникновения сердечно-сосудистых событий, но может замедляется прогрессирование когнитивных нарушений2.




Литература
  1. Артериальная гипертензия у взрослых. Клинические рекомендации. Год утверждения: 2020. –[Электронный ресурс] – URL: https://scardio.ru/content/Guidelines/Clinic_rek_AG_2020.pdf (Дата обращения 10.01.2021).
  2. Вахнина Н.В. Когнитивные нарушения и их лечение у больных с артериальной гипертензией. Медицинский совет. 2014; 5: 30-36.
  3. Гераскина Л.А. Артериальная гипертензия и инсульт: кардионеврологические аспекты вторичной профилактики. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014; (спецвыпуск 2): 56-61.
  4. Захаров В.В., Вахнина Н.В. и соавт. Когнитивные нарушения и их лечение при артериальной гипертензии. Медицинский совет. 2017 Неврология: 6-12.
  5. Манвелов Л.С. Ранние клинические формы сосудистых заболеваний головного мозга / под ред. Л.С. Манвелова, А.С. Кадыкова - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 344 с.
  6. Смакотина С.А., Трубникова О.А. и соавт. Показатели мышления у пациентов молодого и среднего возраста с гипертонической болезнью. Дальневосточный медицинский журнал. 2007: 53-56.
  7. Идиатулин В.С. Когнитивные факторы учебного процесса. Интеграция образования. 2005; 3: 161-166.
Участникам программы
«Пульс Здоровья»